Школа фотографии приглашает активных, творческих, амбициозных студентов и школьников!

    ПОЧЕМУ НАДО УЧИТЬСЯ ФОТОГРАФИИ?

    Во-первых, это просто модно. Хочешь быть в мейнстриме: сделай авторский фотоальбом в социальных сетях, устрой импровизированную фотосессию друзьям или как минимум будь в курсе современных направлений фотоискусства. А если все эти пункты подкрепить фотографическими знаниями и хорошей практикой, то всегда будешь пользоваться уважением сверстников.

    Во-вторых, фотография – это современный способ самовыражения. Редко встречаются люди, которых интересует Школа фотографии только потому, что это модно. Открыться и проявить себя – вот цель большинства.

    И, наконец, в-третьих, умение фотографировать нередко приносит и первый заработок. Многие после прохождения курса делают фотосессии друзьям и знакомым. Также, если постараться, можно для начала стать фотокорреспондентом газеты или модного сайта.

    Итак, зная, почему студентам так важно уметь фотографировать, мы постарались, чтобы Школа фотографии была интересной и главное – доступной! Ведь фотография – это многогранное хобби: она развивает как творческие, так и технические навыки, воспитывает чувство собственного вкуса, позволяет прикоснуться к искусству и проявить себя. Именно этому мы и учим в фотошколе!

     


    Ниже представлена учебная программа Школы фотографии

    1. общая характеристика программы

    • Цель реализации программы

                                  Целью изучения дополнительной общеразвивающей программы «Школа фотографии» является приобретение практического опыта, формирование знаний и умений в освоении искусства фотографии.
                               

    • Планируемые результаты обучения

                                  С целью овладения указанным видом деятельности и соответствующими компетенциями обучающийся в ходе освоения дополнительной общеразвивающей программы должен:
                           уметь:

  • Понимать свой фотоаппарат

    Разбираться чем фотоаппараты отличаются друг от друга.
    Правильно настраивать фотоаппарат во время фотографирования
    Подбирать верные параметры съемки
    Добиваться хорошего качества снимков

  • Правильно использовать освещение

   Видеть и понимать основные характеристики света
   Использовать свет для передачи объёма и фактуры снимаемых объектов
   Точно управлять яркостью снимков
   Настраивать правильную цветопередачу
   Контролировать движение световых лучей

  • Осознанно располагать объекты в кадре

   Правильно выбирать точку съёмки
   Определять угол обзора и границы кадра
   Расставлять акценты и избавляться от лишних деталей, отвлекающих зрителя
   Передавать на снимке статику или динамику объектов.
   Создавать настроение и интерес у зрителя

  • Реализовывать свои творческие способности

    Смотреть по-новому на привычные вещи
    Использовать оригинальные техники и приёмы
    Обрабатывать фотографии в простом графическом редакторе, приводя их к желаемому результату
    Разбираться в жанрах фотографии и понимать особенности съёмки в разных условиях
    Объективно оценивать свои и чужие фотографии

            знать:

  • секреты технически грамотных кадров
  • секреты управления своей камерой
  • взаимосвязь "выдержка-диафрагма-ИСО"
  • управление резкостью в кадре, понимание её глубины
  • основные понятия фотографии
  • схемы компоновки кадров
  • правила грамотного ракурса
  • правила композиции
  • правила заполнения и построение кадра
  • способы создания глубины и объема в кадре
  • управление тональностью кадров
  • управление экспозицией
  • законы освещения
  • понятия цветовой температуры и фильтров
  • осветительную технику
  • цветовой круг
  • гармонию и психологию восприятия цвета
  • понятие контрастности цвета
  • баланс белого
  • законы ритмичных рисунков
  • способы создания перспективы: линейной, тональной, масштабной и воздушно-капельной
  • все о солнечном освещении
  • о фактуре объектов
  • распределение светотени и различные способы управления светом
  • основы работы в программах-редакторах фотоизображений
    • Категория учащихся (слушателей)

К освоению дополнительной общеразвивающей программы «Школа фотографии» допускаются лица с любым уровнем образования от 14 лет. Для занятий необходимо иметь цифровой фотоаппарат с ручными настройками (режим М).

    • Трудоемкость обучения:

Рекомендуемое количество часов на освоение дополнительной общеразвивающей программы «Школа фотографии»:
Всего - 94 час, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка – 47 часов
практические занятия – 30 часов
контрольные работы – 14 часов
Самостоятельная (домашняя) работа не регламентирована.

    • Форма обучения: очная
  • Содержание программы
    • Учебно-тематический план дополнительной общеразвивающей программы «Школа фотографии»

Наименование учебных предметов, тем

Общая трудоемкость, ч

Всего ауд., ч

Аудиторные занятия, ч

Форма контроля

Лекции

Практические занятия

Контрольные работы

1

2

3

4

5

6

7

9

 

Раздел 1. Основы фотографии

12

 

12

9

3

-

-

  •  

Тема 1.1 Введение.
История развития фотографии. Современные аспекты фотографии.

2

2

2

-

-

-

  •  

Тема 1.2
Основные понятия фотографии. Матрица и цифровые тайны.

2

2

2

-

-

-

  •  

Тема 1.3
Секреты технически грамотных кадров. Управление камерой.

2

2

1

1

-

-

  •  

Тема 1.4
Взаимосвязь "выдержка-диафрагма-ИСО"

3

3

2

1

-

-

  •  

Тема 1.5
Управление резкостью в кадре, понимание её глубины

3

3

2

1

 

 

 

Раздел 2. Основы композиции

13

13

6

5

2

-

  •  

Тема 2.1
Правила заполнения и построение кадра Схемы компоновки кадров.

4

4

3

1

 

-

  •  

Тема 2.2
Правила композиции и грамотного ракурса

4

4

2

2

 

-

  •  

Тема 2.3. Способы создания глубины и объема в кадре

5

5

1

2

2

-

 

Раздел 3.
Все о свете

18

18

11

5

2

-

  •  

Тема 3.1 Законы освещения. Экспозиция.

4

4

3

1

-

-

  •  

Тема 3.2. Цветовая температура. Управление тональностью. Фильтры.

4

4

3

1

-

-

  •  

Тема 3.3.
Светотени и различные способы управления светом. О фактуре объектов

4

4

3

1

 

 

  •  

Тема 3.4. Дополнительное освещение, светоотражение.

6

6

2

2

2

 

 

Раздел 4.
Всё о цвете

8

8

4

2

2

-

  •  

Тема 4.1 Гармония и психология восприятия цвета

2

2

2

-

-

-

  •  

Тема 4.2 Цветовой круг. Контрастность цвета. Баланс белого.

6

6

2

2

2

-

 

Раздел 5.
Черно-белая фотография

12

12

7

3

2

-

  •  

Тема 5.1
Основы и нюансы черно-белой фотографии

4

4

3

1

-

-

  •  

Тема 5.2. Черное на черном, темная тональность (правила и нюансы съемки). Белое на белом, светлая тональность (правила и нюансы съемки).

8

8

4

2

2

-

 

Раздел 6. Творческая композиция

10

10

4

4

2

-

  •  

Тема 6.1 Ракурс и точка съемки. Перспектива: линейная, тональная, масштабная и воздушно-капельная.

4

4

2

2

-

-

  •  

Тема 6.2 Лаконизм. Законы ритмичных рисунков. Напряжение и конфликт в кадре.

6

6

2

2

2

-

 

Раздел 7. Жанры фотографии.

8

8

3

3

2

 

  •  

Тема 7.1 Технические и творческие подходы к съемке в жанрах: портрет, мода, натюрморт, пейзаж

8

8

3

3

2

 

 

Раздел 8.
Работа со вспышкой.

6

6

2

2

2

 

  •  

Тема 8.1 Управление световыми потоками. Задняя и передняя шторки. Технические приспособления.

6

6

2

2

2

 

 

Раздел 8. Коррекция и обработка.

4

4

1

3

 

 

  •  

Тема 9.1 Фоторедактор как помощник фотографа. Photoshop или LightRoom. Чувство меры.

4

4

1

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22.

Итоговая аттестация

3

3

-

-

3

Экзамен

 

Итого:

94

94

47

30

17

 

    • Содержание учебных предметов, тем

Раздел 1. «Основы фотографии»
Этот этап самый сложный: на нем закипает мозг у новичков и он остается интересным даже для выпускников фотошкол, потому что в лекциях этого этапа очень много информации. Во-первых, после этого этапа обучения вы будете иметь всю информацию о том, как делать технически грамотные кадры. Во-вторых, этот этап написан двумя языками: техническим и гуманитарным. В нем одни и те же понятия объяснены "на пальцах" и "на формулах". И, если вы гуманитарий, то вам вполне хватит объяснения для гуманитариев, но если вы хотите технических подробностей, то и их вполне достаточно. При этом доказано, что и гуманитарии и технари начинают понимать как ЭТО ВСЁ работает и что надо изменить для того, чтобы.....  В общем, все встанет на свои места. Но есть один секрет: при изучении лекций этого этапа, нужно держать фотоаппарат рядом, отрабатывая каждое полученное знание на практике. Иначе никак!

Содержание:
Секреты технически грамотных кадров. Управление камерой. Взаимосвязь "выдержка-диафрагма-ИСО". Управление резкостью в кадре, понимание её глубины. Основные понятия фотографии. Матрица и цифровые тайны.

Домашнее задание к разделу 1

1. Все объекты должны находиться в резкости на всей глубине изображения (в кадре нет зоны размытия, нерезкости). Вы можете сделать фотографию как пейзажа, так и натюрморта. Все дело в возможностях Вашей техники и творческом порыве.
    Все, что изображено на снимке должно быть резким, т.е. глубина резкости должна быть на протяжении всей плоскости кадра. Например, в натюрморте Вы можете разместить предметы достаточно близко друг к другу и к фону или снять пейзаж без переднего плана.
    
2. Снимок с ярко-выраженным смысловым центром и малой глубиной резкости. Резкостью в этой работе Вам необходимо обозначить смысловой центр снимка, а все, что не имеет особой важности – оставьте нерезким.
    Для выполнения этого задания Вам потребуется небольшая глубина резкости, которая обеспечивается малыми значениями диафрагменного числа. Если Вы снимаете натюрморт и хотите, чтобы фон был не резким, помните, что величина размытия фона зависит от отдаления от него основной композиции: чем дальше фон от композиции, тем больше он будет размыт.
    
 3. Снимок пейзажа: снимайте что хотите и с какой хотите ГРИП – это творческое задание.

 4. Сделать кадр подвижного объекта с проводкой: на относительно длинной выдержке добиться того, чтобы движущийся объект был резким, а фон — смазанным.

Раздел 2. «Основы композиции» 
Находясь в начале фотографического пути очень хочется уже сейчас делать интересные, грамотные фотографии. Сначала нам мешает незнание как делать фотографии технически грамотными. Научившись управлять резкостью в кадре и поняв, как создать технически грамотный снимок, мы всё равно не видим снимков, которые могут заслужить высокую оценку. Почему? Потому что нам нужно знать основы компоновки кадра и композиции.

К концу этого этапа Вы будете понимать, как компоновать кадр и как относится к нему творчески, креативно и осознанно. Данный этап преследует цель познакомить Вас с темой композиции и уже сейчас помочь Вам делать интересные кадры.

Содержание:
Схемы компоновки кадров. Правила грамотного ракурса. Правила композиции: кратко о главном. Правила заполнения и равновесия. Построение кадра. Способы создания глубины и объема в кадре.

Домашнее задание к разделу 2

Сделать 2 фотографии: в одной — чтобы было как можно больше нарушений известных вам правил, а во второй — чтобы перечисленные на занятии приёмы работали бы на сюжет.

Раздел 3. «Все о свете»
Этот этап становится этапом с эффектом "Wow!" для тех, кто начал обучаться в фотошколе с нуля, ведь в процессе обучения на этом этапе, вы сможете получать фотографии с грамотной тональностью: светлые, почти белоснежные или темные, драматичные. Мы усложним связку "выдержка - диафрагма - ИСО" еще одним параметром, и теперь для вас не составит труда снять, например, портрет в светлых тонах с красивым, размытым фоном. А закатные снимки! Буйство красок уже на экранчике фотоаппарата! Всё то, о чем вы мечтали! Так же на этом этапе Вы начнете входить в тему освещения, которая будет разворачиваться дополнительными нюансами на протяжении изучения всех дальнейших этапов.

Содержание:
Экспозиция. Законы освещения. Цветовая температура и фильтры. Управление тональностью своих кадров. Все о солнечном освещении. О фактуре объектов. Светотени и различные способы управления светом.

  Домашнее задание к разделу 3

1. Съемка одного и того же объекта на рассвете и на закате.
2. Съемка портрета в городском пейзаже при ярком солнечном свете.

 

Раздел 4. «Всё о цвете»
Бытует мнение, что цвет в фотографии первичнее композиции и даже сюжета. А ведь правда: ЧБ или цвет? Что определяет это решение? Об этом этот раздел.
Цвет определяет многое: настроение, стилистику, а иногда даже и смысл кадра.
Лекции этого этапа самые короткие во всей программе обучения нашей фотошколы, и это понятно: цвет надо скорее ощущать, понимать, а не знать. И как же этого достичь? Смотреть! 
Этот этап - первый творческий этап в программе обучения, и почувствовать это в полной мере можно, начав готовить домашние задания.

Содержание:
Основы цветоведения. Цветовой круг. Гармония и психология восприятия цвета. Контрастность цвета. Баланс белого.

Домашнее задание к разделу 4

 1. Снимок с использованием двух дополняющих друг к друга цветов.
 На фотографии должно быть только два цвета и больше никаких. Вы можете сделать эту часть домашнего задания в стиле натюрморт, чтобы не искать нужные объекты, однако находить в окружающей действительности кадры с сочетанием дополняющих цветов - это очень хорошая тренировка.

 2. Сделать снимок, в котором присутствуют только дополняющие цвета, которые расположены напротив друг друга в цветовом круге. Мы помним, что белый, серый и черный - это ахроматические цвета и они могут присутствовать на снимке, потому как несут в себе только информацию о яркости, а цветовой информации в них нет. Креативные идеи приветствуются!

3. Одноцветный снимок с использованием насыщенности и яркости только одного цвета. В случае, если Вы не найдете одноцветных объектов в окружающей действительности, конечно, можно сделать натюрморт.

 

Раздел 5. «Черно-белая фотография»
Почему мы переводим кадры в черно-белую гамму? Зачем? Как это лучше сделать?
Но это еще не всё! Мы усвоим понимание высокого и низкого ключа, узнаем правила съемки светлых и темных кадров.

Содержание:
Основы и нюансы черно-белой фотографии. Черное на черном, темная тональность (правила и нюансы съемки). Белое на белом, светлая тональность (правила и нюансы съемки).

Домашнее задание к разделу 5

1. Снимок в технике «Черное на черном». Выбирайте темные объекты и темный фон - это самое важное в данной технике.
    
2. Снимок в технике «Белое на белом». Для этого задания используйте только светлые объекты на светлом фоне.
    
3. Черно-белая жанровая фотография. Это творческое задание, поэтому снимайте все, что видите вокруг себя, но в черно-белой гамме (можно с применением фильтров).

К рассмотрению принимаются только законченные работы, этюды будут отправлены на пересдачу. Делайте фотографии так, чтобы Вы ими восхищались, чтобы Вы могли повесить их на стену у себя дома. Будьте бескомпромиссны!

 

Раздел 6. «Творческая композиция»
Вы не поверите, но в композиции почти нет правил. Есть некоторые выявленные закономерности, соблюдение которых позволяет получать продуманные кадры в начале фотографического пути (раздел «Основы композиции»). А потом, с накоплением визуально опыта, наступает свобода, разрыв шаблонов, рамок. Кому-то это дается легко, даже радостно. Кто-то делает это, переживая творческие кризисы. Но разрыв шаблонов - это всегда интересно и именно за это любят творчество. На этом этапе вы найдете подсказки как сделать Ваши кадры лучше, грамотнее, продуманнее, но не надо воспринимать эти советы как правила. Так же вы научитесь следить за деталями. Будете тренировать свои глаза, вкус, восприятие. Вообще-то, вы это уже начали делать давно, до начала обучения, но на этом этапе острота впечатлений достигает максимального проявления.

Многие ученики как раз на этом этапе испытывают первый серьезный творческий кризис: им не нравятся собственные фотографии. Они уже понимают, что они могут снимать лучше лучшего, но еще не получается. Остался один шаг, часто не видимый. И это шаг можно сделать, только взяв фотоаппарат и начав снимать. В который раз. Вопреки кризису. И, знаете, у многих получается. Результаты обучения тому свидетельство.
Выход прост: радуйтесь творчеству, так, как будто бы вы только что купили свой первый фотоаппарат! Не позволяйте перфекционизму испортить Вам настроение и украсть у Вас вдохновение!

Содержание:
Конфликт в кадре, напряжение. Ритм: законы ритмичных рисунков. Перспектива: линейная, тональная, масштабная и воздушно-капельная. Ракурс и точка съемки. Лаконизм, виньетка, линии, формы.

Домашнее задание к разделу 6

1. Снимок с выраженным ритмом и наличием "изюминки".
Просто констатация ритма не подходит. Фотография должна быть со смыслом и настроением, ритм же в ней должен играть ведущую роль, как идея или композиционный прием. Нарушение ритма, создание напряжения в кадре - вот задача изюминки в ритме.
    
2. Снимок с использованием перспективы.
Нужно снять кадр, где одновременно будут два вида перспективы. В комментариях к снимку укажите, какие виды перспективы использованы в кадре.

3. Снимок со смелым ракурсом. Только неожиданные решения позволят Вам сдать это домашнее задание. Объектом съемки может быть любой предмет или субъект, снятый с необычного ракурса.
     
4. Снимок, выполненный в лаконичном стиле. Лаконизм - это первый шаг к стилю. Снимать пустоту очень тяжело, еще тяжелее так формировать кадр, чтобы в нем было минимальное количество объектов и только те объекты, которые ярко работают на основную идею кадра. Не более 1-2-х предметов в кадре и как минимум 50% пустоты - вот критерии для оценки соответствия работы домашнему заданию.

 

Раздел 7. «Жанры фотографии.»
Портрет - это всегда интересно. Люди - источник движения, эмоций, случайностей, удачи. Снимать портрет нравится многим, но этот жанр так же сложен, как и другие. В нем много психологии, света, умения работать с ракурсом.
Научиться снимать в жанре Fashion-фотографии хочет каждый. Остается узнать по каким законам живёт индустрия моды и как научиться самостоятельно организовывать процесс съёмки, а так же работать в команде с моделями, визажистами и дизайнерами.
Пейзаж на этом этапе уже совершенно точно любим или не любим. Особенно тяжело осваивать этот этап зимой. Но, если вы выбрали этот этап, помните, что в пейзаже самое важное: режимное время (освещение), передний план, широкоугольный объектив и настроение.
Натюрморт многие называют самым сложным жанром. Да. Похоже, что это так. Но почему? Всё потому, что натюрморт по своей сути ближе к рисунку: в нем нет мгновения, в нем все можно продумать (и чаще всего нужно продумать), в нем почти нет места случайностям. Однако есть один секрет: придумайте историю своему натюрморту, и только потом начинайте "собирать" композицию. Это поможет вам в выборе предметов, определении их стилистики, цвета. Некоторые фотографы живут в своих натюрмортах, вдыхая в них жизнь. Прочитывают книги, которые снимают, отхлебывают чай из чашек, отламывают хлеб.... Эти нюансы наполняют жизнью натюрморты, но будьте аккуратны: натюрморт очень требователен к мелочам, это жанр определяющих штрихов и нюансов.

Содержание:
Подготовка к фотосессии. Работа с моделью. Композиция в портрете. Рисунок освещения от солнца. Рисунок освещения от искусственных источников. Различные формы лица и работа с ними. Исправление возможных недостатков внешности светом и ракурсом.
Особенности работы Fashion фотографа, цели и задачи. Современный образ Fashion фотографии, модные тенденции. Работа в команде.
Техника для съёмки пейзажа. Резкость в пейзаже. Время суток в пейзаже. Типы пейзажей.
Техника съёмки натюрморта. Виды натюрмортов и их особенности. Различные схемы освещения в натюрморте.

           Домашнее задание по разделу 7

1. Съемка рассвета или заката.
Снимите город, в котором живете или езжайте далеко-далеко... не важно. Главное - это краски неба и начало рассвета или заката, можно почти сумерки. Если погода стоит пасмурная, не отчаивайтесь. Подберите точку съемки, от неё много зависит, и когда будет прекрасное солнце, Вы будете уже готовы.
    
2. Съемка натюрморта со "звенящей" фактурой. Не надо снимать глянцевые поверхности, только матовые и фактурные. Желательно, чтобы освещение подчеркивало фактуру объектов в зоне резкости.
    
3. Портрет с очень мягким свето-теневым рисунком.
Свето-теневой рисунок не должен создавать глубоких теней, лицо модели должно быть освещено так мягко, насколько это возможно.

Раздел 8. «Работа со вспышкой.»
Речь конечно о надкамерной вспышке с поворотной головой. О существовании встроенной вспышки лучше забыть, как о кошмаре, возможно кроме экстренных случаев: снять какой-то документ или преступника.
Это скорее техническая тема, но элементы творческого подхода не помешают, когда вы неожиданно окажитесь в сложной ситуации: съемка события в помещении с темным потолком и цветными стенами, или хуже того: зеркальный потолок.

Содержание:
Управление световыми потоками. Задняя и передняя шторки. Технические приспособления.

Домашнее задание по разделу 7

1. Снять кадр с использованием вспышки с отражением её света от потолка или стен.
2. Сделать кадр со вспышкой при ярком контровом солнечном освещении с использованием вспышки для создания заполняющего света.

 

Раздел 9. «Коррекция и обработка.»
Сложные световые условия съемки и отсутствие технических приспособлений не всегда позволяют сделать задуманное, тогда есть замечательные помощники - фоторедакторы. Подробное их изучение - очень большая тема, мы же коснемся вопросов широты спектра этой помощи.

Содержание:
Фоторедактор как помощник фотографа. Photoshop или LightRoom. Чувство меры.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Основные источники:
1. ФОТОМАСТЕР Автор: Светлана Пожарская Издательство: "Пента", 2001
2. ФОТОГРАФИЯ КАК... Автор: Александр Лапин Издатель Л. Гусев, 2007
Материально-техническое обеспечение программы:
Реализация программы требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: столы, стулья, учебная доска.
Технические средства обучения: теле-видео аппаратура для проектирования демонстрационных видео- и фото-материалов и для разбора фотографий, выполненных по домашнему заданию.
Рекомендуемые средства обучения: Электронные образовательные ресурсы (мультимедийные учебники, энциклопедии, информационные справочные и поисковые системы, доступ к профильным web- сайтам).
Формы текущего контроля
Текущий контроль успеваемости студентов проводится преподавателем каждую неделю в следующих формах:

  • устный опрос (фронтальный, индивидуальный, комбинированный);
  • практическая проверка освоения материала
  • разбор выполнения домашних заданий
  • ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Формы итоговой аттестации
     Итоговой аттестацией обучающихся является проведение экзамена. Целью проведения экзамена является подтверждение у студентов общих и профессиональных навыков по дополнительной общеразвивающей программе «Школа фотографии».
     К экзамену могут быть допущены студенты, успешно освоившие все элементы дополнительной общеразвивающей программы и представившие достойное вниманию «портфолио фотографа», составленное из лучших фоторабот, выполненных за время обучения.
     Экзамен походит в виде опроса по теории фотографии и творческого выполнения технически сложного задания.

  • СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Юрьев Юрий Николаевич, преподаватель по Фотографии         

Если Вас заинтересовало обучение в Школе Фотографии, но остались вопросы, заходите на мою страницу "В контакте" и задавайте их. С удовольствием отвечу на любые.

Кроме того, Вашему вниманию представляется программа обучения «Photoshop и lightroom для дизайна и фотографии», ориентированная на подготовку специалистов в области создания, обрабтки и ретуши пиксельных (точечных) изображений.

Еслиin pag

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ